Читатели и ученые продолжают разговор о сохранении генетического фонда русского народа, начатый беседой с академиком Федором Угловым "Не пропить бы Россию!"
Привыкнув за последние годы к всеобщему безразличию, мы проглядели страшное явление - вырождение целых семей из-за болезненного пристрастия к спиртному. В подтверждение - множество похожих примеров. Не будем бередить раны, пересказывая письма читателей. Они вопиют о страшной беде, которая поселилась во многих семьях и сжигает их дотла. А ведь десятилетия нас утешали: никакой такой беды нет и быть не может - есть всего лить пережиток прошлого, который надо преодолеть, плохое воспитание и т.д. Существовавшее еще со времен Плутарха и Аристотеля мнение о наследственности алкоголизма было подвергнуто в пашей стране разносной критике. Это совпало с известными гонениями на генетику как таковую. В угоду спекулятивной догме был принесен многовековой научный опыт.
Сто лет назад американский врач Дагделль расследовал генеалогию шести арестантов нью-йоркской тюрьмы, состоявших в родстве. Ученый разыскал их родоначальника, жившего в XVIII веке. Им оказался горький пропойца. Его потомство насчитывает 709 человек, из которых 77 были преступниками, в том числе убийцами, 85 - дегенератами, 174 - проститутками, 206 - попрошайками. Но к чему ссылаться на зарубежный опыт, если в России в прошлом веке наследственность обнаруживали в четырех из пяти случаев алкоголизма?
Ну, а в наши дни? Сложившегося мнения на сей счет нет, но исследования последних лет подтверждают большую роль наследственной предрасположенности к алкоголизму. Например, дети алкоголиков становятся пьяницами в четыре раза чаще. Причем без какой-либо зависимости от конкретных социальных условий в которых живут.
Или такая закономерность: из каждой сотни зарегистрированных алкоголиков 60 имеют пьяниц-отцов, 10 - пьющих матерей, 30 - родственников-выпивох. Воистину, пьяницы плодят пьяниц. Но и это еще не самое страшное. Под влиянием алкоголя усугубляется вырождение. Вот результаты обследования учеными 819 детей в "пьяных" семьях: 37 - недоношены, 16 - появились на свет мертвыми, 120 - умерли а младенчестве, 36 - с физическими недостатками, 55 - тяжело больны из-за ослабленного иммунитета, 145 - психически неполноценны. Страшные цифры! А ведь за каждой из них - ни в чем неповинные малыши, которых безответственные родители обрекли на страшные муки.
Прав наш читатель Алексей Парилов из Москвы: мы слишком долго умалчивали о генетических последствиях алкоголизма, все больше причитая о нравственных изъянах пьянства, вреде водки для здоровья пьющего. В крайнем случае стыдя выпивох за причиненный обществу экономический ущерб. А между тем последствия пьянства отцов десятилетия, если не век, будут отзываться искалеченными судьбами их детей, внуков, правнуков. Коль скоро на 100-120 тысяч а год растет число дефективных детей, создается прямая угроза генофонду народа, то есть качеству новых поколений, населению страны. А это уже такая беда, перед которой меркнут все нынешние, ибо рано или поздно во весь рост встанет гамлетовский вопрос:"быть или не быть?"
Ответ возможен только один: БЫТЬ! Но что для этого делать? В первую очередь, считают читатели, пора осознать реальные масштабы опасности. "Надо честно сказать, сколько у нас дефективных детей, каковы тенденции их рождения? Каково генетическое здоровье нынешнего поколения молодежи? Какой вклад в позорную детскую смертность вносят наследственные факторы?" - вот сколько трудных вопросов задает Анатолий Шишлов из Фрязино. Пока на них нет ответов, и нам остается судить о положении лишь по отдельным симптомам болезни, подсказанным читателями.
Многих, например, тревожит рост пьянства женщин. Москвичка Людмила Маркова пишет:
"Послушайте разговор старшеклассниц: мол, в наши дни отказаться от выпивки - это предрассудок. Они не сознают, что женщина самой природой предопределена для материнства. А выпивая бокал, она вливает яд в своего будущего ребенка. Бокал вина - это действительно бокал женской вины перед потомством".
Другая напасть, которая серьезно беспокоит читателей, - стремительное омоложение пьянства. "Школьник с похмелья, а то и под хмельком, увы, не редкость, - пишет челябинская учительница Валентина Борисова. С каждым годом работать в школе все труднее. По моим наблюдениям, почти треть детей от рождения страдают нервными или умственными расстройствами, учатся с трудом, бросают школу".
Самые решительные читатели предлагают законодательно запретить иметь алкоголикам детей. Другие считают нужным установить нравственную и материальную ответственность таких гореродителей. "Нельзя больше мириться с тем, что алкоголичка сдает дитя в детдом, и с нее взятки гладки, - возмущается Анна Есина из Калужской области. - Сами эти специальные детдома для увечных младенцев - наш позор и неизбывное горе".
Многие читатели сетуют на то, что у нас слабо развита сеть генетических консультаций. "Они ведь нужны не только больным, но и всем без исключения здоровым, - считает Галина Ефимова из Ижевска. - Ещё до вступления в брак молодые люди должны знать, каким у них родится ребенок. Если содержать такую службу государству накладно, пусть она будет хозрасчетной".
Кстати, до войны в медицинских вузах читался курс евгенетики - науки о наследственном здоровье человека и путях его улучшения. Позднее она была объявлена реакционной, так как за рубежом отдельные ее положения нередко использовались для оправдания расизма. Теперь эта научная сфера у нас именуется медицинской генетикой. Дело, конечно, не в названии, а в том, чтобы мысль ученых помогала отвести от будущих поколений угрозу отягощенной алкоголем наследственности. И работы тут непочатый край.
Надобность в научном подходе, особенно, остра именно сейчас. Читатели с иронией оценивают бывшие достижения в борьбе с пьянством, которая по существу является борьбой за выживание человеческого вида. По словам председателя клуба "Луч надежды" лесничего Владимира Белоусова из Рязанской области, "у трезвенников опускаются руки, в их рядах царит уныние".
Верно: за годы перестройки и реформ пьянство переросло в эпидемию. Но в отличие, скажем, от заболевания холерой пьянство никто всерьез не воспринимает: ни государство, ни местные власти, ни общественность, ни сами больные. В результата налицо вымирание народа. Речь, по сути, надо вести о геноциде.
Вот, например, данные лишь по одной столичной области. За год детей в Подмосковье родилось вдвое меньше. Одновременно с этим также в два раза возросла в области смертность: этот свет покинуло людей больше, чем население иной европейской страны. В 14 процентах случаев медики указали такую причину смерти: "отравление алкоголем". "По пьянке" было совершено три четверти убийств. Пьяные водители - виновники 17 процентов аварий со смертельным исходом. В тысяче пожаров виновата тоже бутылка... Вот какое разливанное море беды! И это, повторяю, всего лишь в одной области. Куда же дальше?..
Пьяное проклятие висит над нами, над будущим народа. Тут и впрямь впору бить в колокола. Без промедления. Иначе имя России навсегда исчезнет с карты мира.
* Производство водки и ликеро-водочных крепких изделий в России увеличилось в два раза по сравнению о 1987 годом.
* В России на медицинском учете состоят три миллиона алкоголиков. Еще около двадцати миллионов относятся к разряду "скрытых" больных. Алкогольная зависимость установлена у пятидесяти миллионов человек.
* Теневой оборот от сбыта только фальсифицированной водки равен половине акцизного оборота от продажи всех спиртных напитков в России.
* Всемирная организация здравоохранения предупреждает: среднедушевое потребление алкоголя свыше восьми литров в год ведет к необратимому изменению генофонда народа, то есть к вырождению нации.
* В России в прошлом году на душу населения произведено около 24 литров алкоголя. Это в четыре раза бельме, чем в самых пьющих" странах Европы - в Швеции и Финляндии.
* Общее производство алкоголя в России составляет 379,1 миллиона декалитров (без учета самогона и контрабанды).
- Д. Венедиктов, профессор, директор НИИ проблем гуманизма и милосердия:
"Сегодня речь идет не только о катастрофическом уменьшении населения, но и о качестве его здоровья. По оценкам ВОЗ, в России этот показатель резко ухудшается. По сути речь идет о кризисе народного здоровья. Речь в скором времени может пойти о вырождении народа России, когда возврата уже не будет".
- А. Саркисян, профессор, президент Российской медицинской ассоциации:
"Власти достигли успеха лишь в одном - в алкоголизации, дебилизации населения. Идет массированное спаивание, населения, какого в истории России еще не было."
- А. Воробьев, академик РАМН, директор Гематологического научного центра:
"Проблемы сохранения здоровья русского народа нельзя отрывать от кризисных проблем общества, агонии существующего режима, остающегося по сути все тем же, с прежней пирамидой власти, где каждый "тянет деньги в центр, к себе". Говорят, на сохранение здоровья денег нет, а на военные действия они находятся".
- М. Кузьменко, председатель ЦК профсоюза работников здравоохранения России:
"Необходимо прямо заявить: происходит геноцид народа России. Его пострашней войны в Чечне убивает алкоголь, по потреблению которого "мы впереди планеты всей". Что о нас будут думать потомки, если таковые останутся? Стыд и позор нам всем!"
Валерий КОНДАКОВ